ЦЕЛЬ ПМО:

«ОКАЗАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА»

Деятельность проектно-методического отдела ориентирована, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на повышение качества и эффективности образовательного процесса, стремление выпустить творческого, профессионально грамотного, конкурентоспособного, обладающего общими и профессиональными компетенциями  специалиста.

Проектно-методический отдел:

– координирует работу преподавателей, цикловых комиссий, организует разработку необходимой учебно-методической документации для обеспечения качества учебного процесса, обеспечивает новые подходы в его организации;

– выявляет и обобщает передовой педагогический опыт;

– внедряет в практику инновационные технологии обучения, опыт работы лучших педагогов – новаторов;

– оказывает содействие педагогическим работникам в разработке проектов, авторских программ, учебников, учебно-методической литературы;

– анализирует состояние проектной  и учебно-методической работы, обобщает результаты экспериментальной работы;

– изучает, распространяет и внедряет в практику инновационные технологии обучения;

– организует проведение защиты проектов, научных и научно-методических совещаний, семинаров, конференций, научных обществ обучающихся;

– представляет отчет о результатах проектной  и учебно-методической деятельности. Участвует  в подборе, обучении, повышении квалификации и профессионального мастерства персонала колледжа;

– обеспечивает подготовку совместно с другими подразделениями тематических обзоров о состоянии и тенденциях развития основных направлений деятельности колледжа и проведения работ по сопоставлению результатов исследований и проектных решений с результатами аналогичных работ;

– обеспечивает сохранность принятой проектной, научной и технической документации, правильную эксплуатацию и исправное состояние оборудования, своевременное и бесперебойное снабжение необходимыми техническими средствами и материалам.

– осуществляет разработку экспериментальных учебно-методических документов.

В Политехническом колледже корпорации «Казахмыс» с 01сентября 2013 года на основании приказа Управления образования Карагандинской области №278 от 15.07.2013г. внедрена дуальная система обучения. Возможность апробации внедрения дуальной системы обучения на базе колледжа была рассмотрена на педагогическом совете, родительских собраниях. С целью реализации дуального обучения в колледже создана рабочая группа, были проведены анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения, с работодателями обсуждался проект и образовательные программы дуального обучения, вопросы организации прохождения всех видов практик студентами.

В настоящее время по всем специальностям колледжа обучение ведется по модульно-дуальной системе обучения с компетентностным подходом. Для реализации модульно-дуальной системе обучения проделана определенная работа:

– разработаны, согласован с работодателями и утвержден рабочие учебные планы по всем специальностям колледжа;

– приведен в соответствие с требованиями ГОСО и дуальной системы график учебного процесса;

– изучен педагогический, методический, кадровый, материально-технический потенциал колледжа;

– организовано обучение преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников с производства через тренинги, семинары, курсы повышения квалификации;

– совершенствуется материально-технической базы;

– оказывается методическая помощь преподавателям через консалтинговую группу, внедрение СМК.

Также разработан, согласован с работодателями и утвержден Сборник учебно-методических документов по организации модульно-дуальной системы обучения в составе которого:

1.Программа опытно-экспериментальной работы ЧУ «Политехнический Колледж корпорации «Казахмыс»

2.Положение о дуальном обучении

3.Положение об организации учебного процесса

4.Программа опытно-экспериментальной работы

5.ЧУ «Политехнический колледж корпорации «Казахмыс» «Мониторинг качества образования при внедрениидуальной системы обучения»

6.Положение о контроле и взаимопосещениях учебных занятий

7.Положение о кружке качества

8.Положение об экспертном совете, осуществляющем контроль качества дуальной системы обучения

9.Положение о психологической службе

10.Требования по охране труда и технике безопасности

11. Положение  о базовом предприятии

12.Положение по производственной практике

13. Правила аттестации производственной практики

14. Положение о руководителе практики

15. Положение о мастере производственного обучения

16. Положение о наставничестве

17. Положение о конкурсе «Лучший по профессии»

18.Положение о квалификационном экзамене

19.Положение о трудоустройстве выпускников.

Формирование новых профессиональных навыков у преподавателей

Коллектив всегда отличало стремление к новому, творческому. В условиях инновационной деятельности актуальна проблема развития профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, повышения педагогического мастерства, становления педагога-исследователя. Решению данной задачи способствуют традиционные и инновационные формы организации повышения квалификации. Преподаватели периодически, согласно графику проходят курсы повышения квалификации. Преподаватель Коршнякова С.А. прошла международную стажировку в Германии в рамках проекта ЕС «Поддержка профессионально-технического образования в Республике Казахстан». Методист центра Шегирова Г.Б. прошла повышение квалификации на международном уровне (Австралия, Белоруссия).

Обмен опытом

В рамках Ассоциации промышленных колледжей России и Казахстана «Рост Өрлеу» на ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (Россия) с 20 по 26 апреля 2015г преподаватели колледжа Гордеева Е.А, Есембекова Л.Т., Нускабекова А.Ш., Коршнякова С.А, Каржасбекова А.Б. , Мурзалиев С.Б., Бессонов К.Г., Рыскулова С.А.,   прошли международную стажировку по программе «Новые технологии профессиональной подготовки с использованием модульного и дуального обучения».

В АО «РНМЦ» (г.Астана) 05.06.2015г. был представлен и презентован аналитический отчет по теме: «Анализ  реализации проекта АО «РНМЦ» «Внедрение дуальной системы обучения» (2013-2015г.г.) по результатам исследования на базе Политехнического колледжа корпорации «Казахмыс». Такая работа оказывает существенное влияние на личностный рост преподавателей, развитие ключевых профессиональных компетентностей при реализации дуальной системы обучения.

При дуальном обучении одним из механизмов его внедрения является наставничество сотрудников предприятия над студентами колледжа. В связи с этим возникают вопросы по выбору сотрудников предприятия, которые являются не только профессионалами в своей сфере, но и обладают личностными качествами, позволяющими найти подход к каждому наставляемому, уметь доступно объяснять все производственные процессы, знакомить с новым оборудованием, а также давать оценку выполняемой работе. В рамках реализации обучения наставников в колледже вот уже несколько лет проходят обучающие семинары для наставников – руководителей практики с предприятий. Так 1, 2 ноября 2018 мультипликаторы в области «Обучения наставников», прошедшие обучение в г.Трир Германия, директор колледжа Сыздыкова А.Ш. и начальник отдела развития человеческого капитала Палаты Предпринимателей Карагандинской области Оспанова К.А. провели семинар для наставников с предприятий в «Школе наставничества» по теме «Обучение на рабочем месте». Всего прошли обучение и получили сертификаты 100 наставников с предприятий региона различных форм собственности. Результатом обучения стали программы профессиональных практик, составленные с учетом требований и специфики предприятий на которых проходят различные виды профессиональных практик студенты колледжа.


13-14 марта 2017 года мультипликатор-директор колледжа Сыздыкова А.Ш. провела тренинг с наставниками предприятии ТОО «Корпорация Казахмыс». Тема: «Подготовка специалистов – наставников». Цель тренинга: Осознать важность и уникальность системы наставничества, развитие навыков на компетентность стажеров, практикантов при проведении обучающихся, развивающих мероприятий в форме наставничества.

24-25.04.2017г. ПТК корпорации «Казахмыс» Проведение экзамена наставников и руководителей практики в рамках проекта в области профессионального обучения Ремесленной палаты г.Трир (Германия) и учреждений профобучения  в Казахстане. Наставники доступно показали, объяснили перечень трудовых функции. Четко определили границы необходимых работ, которыми должен овладеть стажер. Экзамены проводились напредприятий ТОО «IRON CONCENTRATE COMPANY», РМЗ ПО «Балхашцветмет»   и  в слесарной, токарной мастерской, лаборатории пирометаллургии, обогащения.

По оценке  авторитетного немецкого специалиста, по сравнению с другими аналогичными знакомыми ему казахстанскими ссузами, БПТК  корпорации «Казахмыс» наиболее близок к европейскому стандарту профессионального образования.В ходе круглого стола активно шел конструктивный обмен мнениями. По завершению круглого стола наставникам выдали сертификаты.

По оценке  авторитетного немецкого специалиста, по сравнению с другими аналогичными знакомыми ему казахстанскими ссузами, БПТК  корпорации «Казахмыс» наиболее близок к европейскому стандарту профессионального образования.В ходе круглого стола активно шел конструктивный обмен мнениями. По завершению круглого стола наставникам выдали сертификаты.

На сегодняшний день модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса.

Наш колледж является одним из первых учреждений образования, где внедрена дуальная модель подготовки кадров, элементом который является модульное обучение на основе компетенций.

Чтобы идти в ногу со временем, добиваться хороших результатов в обучении, педагогу приходиться постоянно анализировать свою работу, изучать опыт своих коллег, быть вкурсе всех новшеств в образовании. Этот процесс зависит от профессионального мастерства педагога от его творческого потенциала и компетентности. Классные руководители модульно-дуальных групп создали «Портфолио группы», в котором отражены пакет документов.

В колледже 05.06.-16.06.2017г. проходят курсы повышения квалификации для педагогических работниковорганизаций ТиПО организованные НАО «Холдинг «Қәсіпқор» учебный тренинговый центр, на тему «Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанные на основе модульно-компетентностного подхода».

Проектная деятельность

         С сентября 2018 коллектив колледжа работает над внедрением полиязычного обучения.   Была создана рабочая группа из числа преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, разработана программа полиязычного обучения «Развитие функциональной грамотности, коммуникативных навыков и способности критически мыслить через программу полиязычного обучения на 2018-2021годы». Основная цель программы: развитие коммуникативных навыков на трех языках путем развития казахского языка, поддержки русского языка и внедрения английского языка в учебно-воспитательный процесс.

На первом подготовительном этапе реализации программы проведена диагностика владения педагогического коллектива  казахским и английским языками и определен уровень владения языками среди сотрудников колледжа.  В результате  сотрудники, имеющие недостаточный уровень владения казахским и английским языками, были направлены на прохождение обучающих курсов. За 2018-2019 учебный год 25 преподавателей прошли обучение английского языка 1 уровня-А1, 14 преподавателей прошли обучение казахского языка  уровня В1, и 14 преподавателей прошли обучение уровня А1. Обучение проводили сотрудники КГУ «Тілдер орталығы» города Балхаш. Все обучающиеся получили соответствующие сертификаты.

Сотрудники и  студенты колледжа принимают активное участие во всех мероприятиях, семинарах, тренингах, конференциях  связанных с развитием трехязычия и внедрением латиницы. Так на городском конкурсе «Абай оқулары» участники читали наизусть произведения великого поэта на трех языках: казахском, русском, английском – студентка группы СВ-16-09 Аманкелсин Жансая заняла первое место. Команда  «Жалын», в которую вошли рабочие ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)» и студенты колледжа заняла 1 место в конкурсе «Казақшаңыз қалай?»  среди организации города, участвуя в городском конкурсе “Көктем аруы-2019” сотрудники колледжа Оралбаева А.А. получила номинацию «Білімді ару», Озерова Е.В. – «Көрікті ару», Граф Т.В. – «Сәнді ару».

Научная деятельность

НАО «Холдинг «Кәсіпқор» и ЧУ «Политехнический колледж корпорации «Казахмыс» 19.04.2019 организовали и провели  Республиканскую конференцию студентов «Молодежь и практика: региональные и глобальные интересы».

Цель конференции – выявление, поддержка и развитие молодежи, проявляющей интерес к углубленному изучению наук, ведущих активную учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую, практическую и научно-практическую деятельность.

В конференции приняли участие более 80 студентов и свыше 70 преподавателей организаций технического и профессионального образования со всей Республики Казахстан, а так же представители управления стратегического развития и мониторинга «Холдинга «Кәсіпқор», крупных региональных предприятий, медицинских учреждений, представители акимата, Балхашского филиала палаты предпринимателей Карагандинской области, городского отдела образования, КГУ «Центр языков», газеты «Пульс», специалист ГУ “Налоговое управление по городу Балхаш Налогового департамента по Карагандинской области Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан”, председатель профсоюзного комитета БМЗ БПО профсоюза «КәсіпҚорған», представители КГКП «Балхашский городской историко-краеведческий музей» управления культуры, архивов и документации, представители «Централизованная библиотечная система г.Балхаш» и «Молодежного ресурсного центра города Балхаш»,

Работа конференции проходила на пленарном заседании и по секциям. На пленарном заседании конференции «Молодежь и практика: региональные и глобальные интересы» были заслушаны доклады.  После работа конференции была продолжена по 6 секциям: «Естественные науки», «Машиностроение и экономика», «Энергетика»,«Обогатительно-металлургические науки», «Языки и самопознание», «История и право». Для объективного оценивания результатов конференции были созданы экспертные комиссии по каждой секции из числа вышеуказанных представителей предприятий, организаций, учреждений.

Участники конференции и члены экспертной комиссии выслушали и обсудили доклады. По каждой секции экспертной комиссией были подведены итоги и по результатам которых  участникам-студентам были вручены дипломы I, II,  III степени и благодарственные письма руководителям. Были изданы и распространены сборники статей конференции.

Методическая работа коллектива колледжа организована в соответствии с действующим законодательством.

Разработана структура методической службы колледжа, позволяющая осуществлять общий механизм управления методической работой. Спроектирована модель организации методической деятельности, раскрывающая основные организационные формы методической работы, способствующие развитию педагогического состава от мотивационной функции до обобщающе-аналитической.

Методическая тема колледжа: Содействие повышению эффективности, качества и содержания образования в колледже  через распространение передовых технологий управления учебным  процессом, профессиональную поддержку кадров и создание партнерских отношений между участниками образовательного процесса.

Цель: Формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствование творческого потенциала каждого педагога.

Задачи:

  • Осуществление компетентностного и деятельностного подходов в обучении;
  • Внедрение элементов дуального обучения;
  • Внедрение элементов модульного обучения;
  • Повышение уровня информационной компетентности преподавателей;
  • Разработка и применение авторских цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
  • Повышение квалификации педагогов с целью успешного осуществления компетентностного подхода в обучении;
  • Внедрение системы педагогических портфолио;
  • Внедрение СМК;
  • Стандарты по аккредитации

Методический кабинет создан для организации и координации методической работы в колледже.Методкабинет доступен каждому педагогу. Оформление кабинета создано в едином стиле.

     Основные направления деятельности методического кабинета

  • Изучение, систематизация и распространение передового педагогического опыта, современных методик и технологий обучения;
  • Подготовка и проведение  инновационной, экспериментальной работы;
  • Оказание методической помощи преподавателям в совершенствовании педагогической деятельности;
  • Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей;
  • Организация научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей;
  • Организация работы по разработке и использованию учебно-программной документации, методических рекомендаций в учебный процесс;
  • Организация редакционно-издательской деятельности.
  • Формы научно-методической работы кабинета

      Научные исследования и инновационная деятельность:

  • Участие в инновационном проекте;
  • Апробация авторских программ, учебников, пособий;
  • Рецензирование, экспертиза;
  • Участие в научно-практических конференциях, семинарах.

Разработка методической документации:

  • УМК по дисциплинам;
  • Разработки открытых уроков;
  • Разработки учебных пособий, методических рекомендаций, электронных учебных пособий.

Повышение квалификации преподавателей:

  • Курсы повышения квалификации;
  • Семинары, тренинги;
  • Стажировки на предприятиях;
  • Индивидуальные консультации;
  • Открытые уроки;
  • Наставничество.

Обобщение и распространение педагогического опыта

  • Школа молодого преподавателя;
  • Аттестация преподавателей;
  • Систематизация и обобщение материалов творчески работающих преподавателей;
  • Мастер-классы;
  • Методические дни

В целях формирования высокопрофессионального преподавательского коллектива и повышения педагогического мастерства в колледже имеется перспективный план аттестации. Механизмами и критериями аттестации преподавателей являются: качество преподавания и качество знаний студентов; использование инновационных (информационно-коммуникационных, интерактивных) и других технологий преподавания; участие в работе научно-методических семинаров и конференций разного уровня; оформление учебных лабораторий, кабинетов и классов различными учебными стендами, приборами, макетами, плакатами; публикация статей об опыте преподавания; воспитательная и общественная работа.

Аттестация преподавателя проводится один раз в 5 лет, при этом за молодыми преподавателями в качестве наставников назначаются опытные преподаватели, имеющие высшую и первую категорию, которые постоянно консультируют и передают свой опыт ведения учебной, производственной, учебно-методической и воспитательной работы. Эти материалы используются и при представлении преподавателей на соответствующие категории.В целом результаты аттестации преподавателей можно расценить как положительные.

Преподаватели колледжа, являются компетентными и полноправными участниками процессов деятельности колледжа в области предоставления качественных образовательных услуг. Они с высокой ответственностью планируют и осуществляют преподавательскую деятельность, при этом постоянно повышают уровень своих знаний и успешно осваивают и применяют инновационные технологии преподавания.

 Таблица – Итоги аттестации преподавательского состава за 4 года

 

Наименование показателей Учебные года

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Количество преподавателей, прошедших аттестацию, в том числе на:

13

7

13

17

Высшую категорию

3

4

7

3

Первую категорию

3

1

2

8

Вторую категорию

7

2

4

6

Повышение квалификации преподавателей – это один из видов дополнительного профессионального образования, целью которого является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения современных инновационных приемов и методов профессиональной деятельности. Учитывая вышеизложенное, в колледже сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, включающая в себя три уровня:

– внутриколледжное обучение кадров. Оно проходит через изучение теории и новых тенденций в развитии образования, новых педагогических технологий, форм и методов организации образовательного процесса на педагогических, методических советах, заседаниях ПЦК;

– повышение квалификации, связанное с различными задачами развития колледжа, а также индивидуальными интересами и потребностями преподавателей, путем участия их на методических семинарах колледжа, других колледжей города, на научно-методических конференциях городского, республиканского и международного уровня;

– повышение квалификации на специальных профессиональных курсах. За последние три года на курсах в ИПК “Өрлеу” г.Караганда, АО «Атамекен», АО «Касипкор» повысили свою квалификацию 100%.

Таблица – Количество преподавателей колледжа прошедших специальные курсы повышения квалификации

 

Наименование

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

«Қәсіпкор»

8

8

ИПК

12

1

2

2

Зарубежные

10

Республиканские

5

5

13

Другие

10

11

5