Заместитель директора по практике и трудоустройству

Политехнического колледжа корпорации “Казахмыс”

Есембекова Лязат Токтаровна

График работы: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00

Тел/факс 8 (710 36) 7-50-04, каб. 201

e-mail:  Lyazat16@mail.ru

 

Отдел практики, трудоустройства и дуальной системы обучения

Основными задачами  практического обучения являются:

   – Внедрение и апробация в учебный процесс по практическому обучению   карты процесса по профессиональной практике;

   – Внедрение и апробация на основе ИСМ  рабочих учебных планов и программ;

  1. – Закрепление, расширение и систематизация  знаний,  полученных студентами в процессе теоретического обучения;
  2. – Развитие  корпоративной   культуры  как  важнейшего   условия успешного решения  задач   будущей профессиональной деятельности;
  3. –  Изучение передового опыта по избранной специальности;
  4. – Возможность использование теоретических знаний на производственной практике;
  5. – Проведение контрольных срезов по всем видам производственной практики на предприятии  комиссии, созданной из числа высококвалифицированных работников;
  6. – Программу практики завершать выдачей сертификатов и удостоверений;
  7. – Формирование конкурентно-способной личности выпускника на основе личностно-ориентированного подхода;
  8. – Способствование  профессиональному росту студентов;
  9. – Подтверждение осознанности и правильности  выбора профессии и настрой  на более серьезный подход к ней;
  10. – Воспитание патриотизма, любви к профессии.

Основные формы по содействию трудоустройств выпускников :

  1. – Подписание договоров с Работодателями о проведении практики и трудоустройства на вакантные места;
  2. – Анкетирование студентов выпускных групп, с целью создания банка резюме;
  3. – Составление заявки предприятий, потенциальных Работодателей;
  4. – Проведение вместе с Общественным объединением «Балхашский экоцентр»  в партнерстве с Центром занятости и социальных программ акимата г. Балхаш и с «Союзом предпринимателей и промышленников г. Балхаш»  семинара на тему «Развитие инициатив по трудоустройству выпускников», где будущим выпускникам рассказывают, как грамотно составить резюме, каким образом их рассылать и размещать, как вести себя на собеседовании, где можно бесплатно проконсультироваться с юристом и социальным работником, каким образом можно заняться индивидуальным предпринимательством (Центр поддержки предпринимательства, фонд «Даму»).По программе «Молодежная практика предоставляются рабочие места;
  5. – Проведение круглых столов с представителями Работодателей «Ярмарка вакансий», где  проводится отбор выпускников, где сами руководители подразделений оценивают уровень подготовленности выпускников и приглашают на работу;
  6. – Рассылка писем и предоставление информации  в различные подразделения  ТОО «Корпорация «Казахмыс» об оказании содействия трудоустройства выпускников;
  7. – Проведение  подготовительныех бесплатных курсов для выпускников колледжа, желающих продолжить дальнейшее обучение в ВУЗе с приглашением преподавательского и профессорского состава ВУЗов;
  8. – Проведение тренингов, встреч с представителями различных профессий;
  9. – Участие выпускников колледжа в городских и Республиканских научно-практических конференциях, где организаторы (потенциальные Работодатели) приглашают особенно отличившихся студентов на работу;
  10. – Проведение дней открытых дверей с приглашением представителей администрации города, школ, СМИ;
  11. – Привлечение  ведущих специалистов с подразделений Работодателя в качестве председателей ГАК и членов аттестационных комиссий, рецензентов дипломных проектов, где по окончании итоговой аттестации они рекомендуют Департаменту по персоналу ТОО «Корпорация «Казахмыс» о приеме на работу особо отличившихся выпускников;
  12. – Проведение постоянного мониторинг появившихся вакансий и потребностей Работодателя;
  13. – Изучаются вопросы возможной переквалификации выпускников на краткосрочных курсах;
  14. – Рассылка резюме через Интернет-порталы;
  15. – Постоянно поддерживается связь с выпускниками колледжа, отслеживается их карьерный рост,  отзывы от Работодателей  , они приглашаются на встречи со студентами, где они обмениваются опытом (классные часы, тренинги, Круглые столы, научно-практические конференции, конкурсы «Лучший по профессии»,кейс-стади);
    1.  Профессиональная практика

         Профессиональная практика в колледже организована в соответствии с Государственным    общеобязательным стандартом образования и включает виды практики в зависимости от уровня профессиональной квалификации по специальности: слесарно-механическая, учебная, ознакомительная, практика по приобретению профессиональных навыков, технологическая, практика на получение профессии, квалификационная, преддипломная  практики. Профессиональная практика учащихся колледжа организуется в соответствии с действующими учебными планами и программами, проводится в течение учебного года согласно утвержденного графика учебного процесса.

      Колледж заключает договор с предприятиями для прохождения практик по всем специальностям, на основе которых осуществляется подготовка кадров ,это: ТОО «Казахмыс-Смэлтинг», ПО «Балхашцветмет», ТОО «Казахмыс-Энерджи»,ТОО «Казахмыс-Мэйкер»,TOO «IRON CONCENTRATE  COMPANY»,ТОО «УАЦЭС»,TOO «Kazakhmys Maintenance Services» .

      Профессиональная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

      Проведению всех видов практики  предшествует подготовительная работа, включающая проведение организационных собраний по вопросам практики, подготовку и оформление необходимых документов, прика­зов, назначение руководителей практики от колледжа.

      Слесарно-механическая практика студентов на 1 и 2 курсах организована  в мастерских колледжа под руководством мастеров производственного обучения. Мастерские оснащены всеми необходимым оборудованием и инвентарем.                    Направление студентов на производственную практику осуществляется приказом по колледжу и соответствующему структурному подразделению ТОО «Корпорация «Казахмыс».

      Согласно рабочей программе производственной практики студентам выдаются дневники прохождения практики, которые ведутся в соответствии с программой практики по принятым в колледже требованиям с подписями руководителей соответствующего подразделения и заверяются в конце практики печатью предприятия.В обязательном порядке составляются от предприятия  отзывы-характеристики о работе  обучающегося в период прохождения практики.

    2.          Перед выходом на практику студентам зам.директоромпо ПТиДСО и руководителями практики проводится установочная конференция на которой , организуют проведение вводного инструктажа по ТБ, распределяют студентов  по местам  практики, ознакамливают с Памятками по практике для студентов, с программой по практике.
    3.           Контроль за ходом практик осуществляется руководителями практики(из числа   преподавателей спецпредметов), на которых возлагается ответственность за выполнение программы практики, они осуществляют постоянную связь с руководителями от предприятия, проверяют трудовую и исполнительскую дисциплину практикантов. Имеются графики сдачи отчетов и дневников студентами.
    4.           На предприятиях во время практики студенты по данной специальности продолжают обучение в производственных условиях. непосредственно на рабочих местах, где за каждым студентом приказом по корпорации закреплен наставник, из числа опытных и квалифицированных работников  корпорации.
    5.            Об эффективности проведения производственных практик можно судить по итоговым оценкам, приведенным в таблице.




      Выездные стажировкиФормированию профессиональных компетенций способствует и то, что у наших студентов есть  возможность ознакомиться с современным оборудованием и оборудованием нового поколения  и на других предприятиях. Так, например, практическое обучение наши студенты  прошли на  выездной стажировке.Студентам колледжа проводят  выездные  стажировки на предприятиях:

      1.Локомотивный завод  (г.Астана): где токаря получили навыки работы на станках с числовым программным управлением (ЧПУ); электрогазосварщики освоили сварку особо важных секций (топливные баки локомотива);электромонтеры осуществляли сборку схем электровоза.











      2. Барусан Макина Казахстан(г.Караганда): электрослесаря, слесаря-ремонтники ознакомились с работами по сборке и ремонту горных машин. Испытали свои силы в вождении транспортных средств на симуляторах (бульдозер, экскаватор).

      . Саякский рудник: студенты специальности «Открытая разработка месторождений полезных ископаемых» спустились в шахту Тастау и посетили мраморный карьер.


      1. Дополнительное обучениеРаботодатель в договоре  в обязанностях обучаемого прописал, что   практиканты обязаны знать и  соблюдать правила техники безопасности на предприятии и в связи с этим было организовано дополнительное обучение через тренинги, деловые игры с целью формирования организаторских способностей, умений работать в команде, также уроки-тренинги по изучению приоритетных Стандартов корпорации «Казахмыс»,такие как «Поведенческий аудит», «Работы повышенной опасности», «Выдача наряд-задания»,кардинальные правила безопасности. Ежегодно читается курс по промышленной  безопасности и после сдачи экзамена  выдаются удостоверения установленного образца. Всё это предусмотрено Стандартами предприятия, принятыми в «Корпорации  Казахмыс».По требованию Работодателя через центр подготовки и переподготовки колледжа студенты проходят дополнительное обучение:-     на получение  удостоверения по промышленной безопасности ;

        –     на получение  второй группы допуска по электробезопасности (по отдельным специальностям );

        – выдача удостоверения на стропальщика – машиниста однобалочногокрана,управляемого с пола, обучение на допуск к работе с сосудами, работающие под давлением, работе с сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ).

        В 2016-2017 учебном году провели занятия по промышленной безопасности, с последующим тестированием и выдачей удостоверения 226 студентам.Студентам групп МОМ(Э)13-9 и ЭМ-14-9 (электрики)на предприятии провели обучение по допуск на 2 группу   электробезопасности с выдачей удостоверения, студентам группы ЭСВ-14-9 (мварщики) провели обучение и выдали удостоверение стропальщика,машиниста однобалочного крана, управляемого с пола.

        Организовали и провелили треннинги по изучению приоритетных Стандартов корпорации «Казахмыс» студенты старших курсов студентам маладших курсов, выходящих на практику на предприятие согласно графика.

      2. Дуальная система  обучения в колледжеПрактико-ориентированное обучение является  основой профессиональной подготовки студентов и  имеет целью закрепление и углубление знаний, полученныхстудентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.В определенной степени решению обозначенной проблемы  способствует реализация в обучающем процессе принципов дуальной технологии.

        Дуальное образование в колледже внедряется с 2012г.

        В 2017-2018 учебном году  обучение ведется по 8 специальностям в 14 группах с общим обхватом 324 студента,что составляет 78%.Вся учебно – планирующая документация – учебные планы, образовательные программы, графики учебного процесса, программы по практике разработаны с учетом требований каждого предприятия корпорации и согласованы с Управлением образования Карагандинской области.

        Процесс обучения состоит из двух этапов:

        – теоретическое обучение в колледже корпорации;

        – производственное обучение на предприятиях корпорации ( 60 % и более от общего объема обучения).

        Организация учебного процесса на производстве в зависимости от специальности построена, согласно графика и чередуется следующим образом: неделя теоретического обучения в колледже, неделя производственного обучения в 20 цехах  5-ти предприятий корпорации.

        Процесс внедрения дуального обучения сопровождается заключением договора между учебным заведением, работодателем и студентом, где прописаны все права и обязанности каждой из сторон.

        С 2012 по 2017 год колледжем был осуществлен выпуск студентов, обучившихся по дуальной системе в количестве 182 человека, большая часть которых  трудоустроены и успешно работают на предприятиях ТОО «Корпорация «Казахмыс».

        Квалификационный экзамен на производстве

        Для контроля овладения практическими навыками используются производственные площадки Балхашского региона, где создаются постоянно-действующие комиссии, в которые входят руководители и ведущие специалисты цехов и предприятий, специалисты по технике безопасности, опытные наставники.

        Практическое обучение на предприятии завершается квалификационным экзаменом и проводится согласно Положения  о проведении квалификационного экзамена .

        Конкурс «Лучший по профессии»

                  С целью повышения качества профессионального обучения, значимости и престижа профессии , совершенствования форм, методов и средств производственного обучения, а также для повышения профессионального мастерства студентов, выявление и поощрение лучших студентов, в мастерских и лабораториях колледжа проводятся конкурсы «Лучший по профессии»-«Лучший металлург», «Лучший механик» «Лучший электромонтер», «Лучший обогатитель».

                  Для участия  в качестве жюри приглашаются  представители предприятия .


        Наставничество

        Необходимость системы наставничества особенно очевидна при внедрении дуальной системы обучения. Опыт показывает, что пользу получают все участники этого процесса.

        Наставник развивает навыки управления, повышает свой статус в компании, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды.Студент  получает своевременную помощь на этапе интеграции в компанию, поддержку в профессиональном развитии.

        Роль наставника в процессе адаптации сложная и ответственная — он должен:

        –       помочь студенту понять и принять свой новый статус в организации;

        –       освоить новые нормы поведения;

        –       ознакомить  с корпоративными ценностями;

        –       помочь наладить и поддерживать взаимоотношения с коллективом;

        –       помочь студенту сформировать профессиональные навыки, необходимые

        для выполнения его функциональных обязанностей и т. д.

        Вместе с наставниками студенты приобретают:

        –       навыки   рациональной  организации  рабочего  места;

        –       овладевают    навыками выполнения трудовых  приемов  и операций;

        –       приучаются  к  производственной культуре,  рациональному  использованию  рабочего времени  и  соблюдению  требований  безопасности  труда.

        Корпорация считает, что очень важно не только оценивать труд наставников, но и признавать его ценность. В корпорации разработано положение по наставничеству.

        Наставники вместе со студентами принимают активное участие в работе  брифинга с руководством корпорации.

        Наставники назначаются из числа высококвалифицированных специалистов или рабочих в рамках Положения о наставничестве, наставники периодически проходят тренинги в объеме 18 часов.

        В текущем году по итогам обучения 29 наставников получили сертификаты региональной палаты предпринимателей.

        В колледже совместно со специалистами и наставниками с предприятия разработан  пакет документов(карточки профессий, паспорт рабочего места, план производственного обучения, экзаменационные материалы).

        Преподавателями колледжа проведены тренинги для наставников «Содержание работы наставника по формированию основных рабочих навыков»,«Оценка деятельности наставника и мотивация» и семинар «Наставничество в подготовке кадров в условиях внедрения дуальной системы обучения», где рассмотрены следующие вопросы:

        –       задачи стоящие перед наставником;

        –       польза наставничества для предприятия;

        –       польза наставничества для наставника;

        –       качества хорошего наставника;

        –       методы обучения и преподавания на предприятии и др.

        В текущем учебном году колледж работает в рамках проекта профессионального образования НПП РК «Атамекен» , Ремесленной палаты г.Трир и РПП Карагандинской областиВ  рамках проекта система наставничества рассматривается как один из возможных и один из наиболее эффективных вариантов внедрения дуальной системы обучения. Наставничество  позволяет системно влиять на профессиональный рост студентов. Наставники назначаются руководством предприятия и оформляются приказом с указанием закрепленных за ними студентов. Для охвата  обучающихся  было назначено 45 работников высокого разряда. После сдачи экзамена в текущем году по итогам семинара 19 наставников получили сертификаты региональной палаты предпринимателей, 25-НПП Атамекен.К концу 2017г.прошли обучение еще 64 наставника.


        Профессиональные пробы

        В колледже проводятся эксперименты по использованию инновационных форм профориентационной работы «Профессиональные пробы»(испытание или проверка, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии)»,экскурсии школьников на предприятия, где ребята знакомятся с производством.

        Отчет проведения профессиональных проб ЧУ “Политехнический колледж корпорации “Казахмыс” с 06 по 09 января 2020 года

        – Отчет проведения профессиональных проб ЧУ “Политехнический колледж корпорации “Казахмыс” с 29 октября по 05 ноября 2019 года
        – График проведения проффесиональных проб школьников в ЧУ “Политехнический колледж Корпорации “Казахмыс” на 2019-2020 учебный год
         – Трудоустроиство выпускников 
        – Социальные партнеры
        – Стажировка преподователей
        – Трудоустройство  выпускников  2019 года 
        Лабораторно-практические занятия